г. Новочеркасск, Баклановский пр-кт, д. 180/1, Ростовская область, Россия

Ситуации, когда добавляют бензин в дизель, случаются довольно редко. Обычно их причиной является банальная невнимательность. Например, после покупки новой машины с другим типом мотора или из-за ошибки оператора на заправке. Если в баке есть немного старого топлива, двигатель может даже запуститься и немного поработать. Однако, потом появятся сбои в виде троения, нехарактерных звуков и других негативных моментов. Это произойдет из-за того, что принципы работы дизельных и бензиновых агрегатов значительно отличаются. Ниже рассмотрим последствия не только смешивания разных типов топлива для каждого из двигателей, но и рекомендации, как исправить ситуацию, а также рассмотрим, случаи, когда это можно делать преднамеренно.

Как работают двигатели

Прежде чем узнать, зачем добавляют бензин в дизельный двигатель, важно понять принцип его работы. Поэтому, сначала кратко рассмотрим, как устроены автомобильные моторы, в чем их разница, преимущества и недостатки.

Большинство автомобилей комплектуется двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Такие агрегаты превращают энергию сгорания топлива в крутящие моменты, которые потом передаются на колеса, чтобы машина двигалась. Название ДВС подразумевает, что сгорание происходит внутри конструкции — в специальных камерах, смонтированных на верхней кромке цилиндров. При воспламенении происходят микровзрывы с образованием горючих газов, которые давят на поршни, заставляя вращать вал, движение которого потом передается на колеса.

Существует несколько видов ДВС: поршневые, роторные, роторно-поршневые, газотурбинные. Для комплектации автомобилей чаще используются поршневые, реже — роторные или роторно-поршневые моторы.

Классическая схема работы ДВС предполагает четыре цикла:

  1. При движении поршня вниз открывается впускной клапан — в камеру поступает горючая смесь.
  2. При движении поршня вверх закрывается выпускной клапан — сжимается горючая смесь.
  3. При подходе поршня к верхней точке воспламеняется смесь — давление продуктов горения действует на поршень, который мгновенно движется вниз.
  4. Открывается выпускной клапан — продукты горения выводятся через коллектор.

В современных двигателях, которыми комплектуются автомобили, предусмотрено больше четырех цилиндров, расположенных в ряд, друг против друга или под углом (V-образно). Число, объем камер, а также степень горючей смеси в момент воспламенения — ключевые параметры, которые определяют возможности конкретной модели мотора. В зависимости от того, какое используется топливо, все ДВС делятся на две категории: бензиновые и дизельные.

Первый ДВС, работающий на жидком топливе изобретен в 1794 году Робертом Стритом.

Дальше разберемся, в чем отличие дизеля от бензина?

  • Бензин. Горючая смесь с низкими показателями детонации на основе легких углеводородов с температурой кипения 33–205оС. В зависимости от марки содержит 5–12 атомов углерода. Производится из нефти путем нагрева до температуры 35-105оС. Плотность готового продукта от 690 до 780 кг/м3.
  • Дизельное топливо. Горючая смесь с высокими показателями детонации на основе тяжелых углеводородов с температурой кипения 180–360оС. С учетом марки содержит 12–36 атомов углерода. Изготавливается из нефти путем нагрева до температуры 150–360оС. Плотность: 830–860 кг/м3.

Уяснив, в чем разница бензина и дизеля, рассмотрим особенности принципов работы силовых агрегатов:

Бензиновые двигатели

Принцип действия бензиновых двигателей заключается в том, что в камеру сгорания подается горючая смесь воздуха и топлива, которая после сжатия воспламеняется с помощью искры. Для этого используются свечи зажигания и специальная система зажигания. Такая схема обеспечивает следующие преимущества:

  • Небольшой вес при относительной простоте конструкции.
  • Низкий порог шумов и вибрации благодаря относительно небольшому давлению в цилиндрах (небольшой степени сжатия).
  • Быстрый прогрев в сочетании с широким диапазоном крутящих моментов и лучшей динамикой, легкий запуск на морозе.
  • Нет жестких требований к качеству топлива, возможность использования не только бензина, но и других видов горючего, включая газ.

В зависимости от модификации КПД бензиновых двигателей 20–25%. В среднем из четырех литров топлива только один используется по прямому предназначению, остальные уходят на преодоление сил терния и тепловую энергию.

Наряду с преимуществами, у бензиновых агрегатов есть и недостатки. Помимо наличия зажигания и других дополнительных систем в конструкции, в их числе небольшой ресурс при большом расходе топлива, возможность перегрева, низкая тяга на малых оборотах, повышенная опасность возгорания и другие.

Дизельные двигатели

В отличие от бензинового двигателя здесь нет системы зажигания и свечей. Воспламенение горючей смеси происходит в результате сжатия. Плюс к этому, в цилиндры подается не смесь, а воздух и топливо в определенной последовательности. Работа дизельного мотора осуществляется по такой схеме. Сначала в цилиндре происходит сжатие воздуха с нагревом до +700оС. Затем в камеру поступает распыленное топливо, которое превращается в пар и воспламеняется.

Преимущества дизельного двигателя:

  • Высокий КПД — около 40% позволяет экономить до 10–20% расходов на топливо по сравнению с бензиновыми моторами.
  • Повышенная тяга за счет более высокой степени сжатия, следовательно, крутящие моменты значительно выше, в том числе и на малых оборотах.
  • Относительно низкая вероятность пожара. Дизельное топливо менее летучее и рабочая температура таких двигателей ниже.
  • Длительный ресурс при меньшей доли окиси углерода в выхлопе.

На первый взгляд, дизельный двигатель должен иметь более простую конструкцию. Однако, по сравнению с бензиновым мотором здесь более высокая степень сжатия, а также впрыскивание топлива происходит под сверхвысоким давлением. В итоге, требуется не только более сложная система впрыскивания, но и более массивная и прочная компоновка, рассчитанная на повышенные нагрузки.

В числе недостатков дизельных двигателей внимания заслуживают более низкие обороты по сравнению с бензиновыми агрегатами, а также повышенные требования к качеству топлива и высокая стоимость из-за сложной конструкции.

Если бензин добавить в дизельное топливо?

Если заправить бензин в дизель, в цилиндрах будет происходить преждевременное воспламенение, что приведет к нарушению работы мотора. Поршни будут вынуждены работать нештатно, опускаясь вниз раньше установленного срока. В результате, возрастет температура, падет мощность. Плюс к этому, ухудшится смазка элементов топливной аппаратуры, повышается риск выхода из строя форсунок и ТНВД (Топливный насос высокого давления). Сложность и характер повреждений определяется объемом и маркой залитого горючего, временем работы, которое зависит от того, сколько бензина в дизеле, и другими моментами.

Если по ошибке или другим причинам заправил в дизель бензина более 15–20% от общего объема, не следует пытаться даже запускать двигатель. Да, он может запуститься и некоторое время работать. Однако, потом придется ремонтировать мотор. Дешевле будет вызвать эвакуатор, чтобы доставить машину в автосервис, где мастера сольют некондиционное горючее, прочистят систему и форсунки, а также заменят фильтры. Потом можно заливать дизтопливо и продолжать поездку.

Если заправить бензин в дизель не более 15%, можно запускать двигатель и аккуратно продолжать движение. Чтобы минимизировать пагубные последствия, по мере выработки 20–30% запаса горючего, нужно доливать следовать порцию качественного дизтоплива. Это нужно повторять до тех пор, пока в системе полностью не обновиться топливо.

Если дизель добавить в бензин?

Когда заливают дизель в бензиновый двигатель, он опускается на дно бака из-за большей плотности. Сбои в работе мотора начинаются сразу после запуска и выработки старого топлива, которое сохранилось в трубопроводах. Смесь дизельного топлива с воздухом плохо воспламеняется даже от искры, а степень сжатия здесь значительно ниже, чем в камерах сгорания дизельных агрегатов. В итоге, свечи зажигания покроются нагаром и двигатель заглохнет. Топливные магистрали и насос также пострадают, закупорившись парафином, в то числе и фильтры, нейтрализатор выхлопа и другие устройства.

То, что будет, если залить дизель в бензиновый бак, как и время наступления пагубных последствий, зависит от марки топлива и температуры окружающей среды. Например, при низких температурах вязкость дизтоплива выше, поэтому мотор заглохнет раньше.

Топливная автоматика инжекторного двигателя более чувствительна к качеству горючего. Если добавить дизельное топливо в бензин

Как и в предыдущем случае, не следует пытаться запускать двигать и продолжать поездку. Проблема устраняется только путем полного слива горючего из бака с последующей чисткой топливной системы, включая свечи зажигания, а также заменой фильтров.

Добавление бензина в дизель зимой

Многие водители спрашивают, можно добавлять бензин в дизельное топливо? Актуальность этого вопроса обусловлена тем, что при низких температурах оно становится более вязким и даже замерзает. На большом морозе запустить дизельный двигатель без предварительного подогрева довольно проблематично так, как дизтопливо парафинизируется (превращается в желе), особенно, если это летняя солярка с минимальным объемом присадок «антигель».

Летнее дизтопливо рассчитано на эксплуатацию при температуре выше –5оС. На морозе ниже –15 (20)оС оно превращается в гель и забивает систему. Зимние марки сохраняют жидкое состояние даже при –35оС.

Чтобы повысить стойкость дизтоплива к морозам, можно добавлять бензин в дизель, но только в небольшой пропорции. Его доля не должна превышать 10% общего объема топлива. Однако, даже в этом случае, двигатель подвергается повышенным нагрузкам. При следующей заправке, нужно обязательно заполнить бак качественным дизтопливом зимнего сорта.

Вместо добавления бензина в дизельную машину для повышения морозостойкости, лучше использовать специальные присадки — «антигель». Их эффективность хуже по сравнению с бензином, но они создают меньше нагрузок на дизель.

Аварийный слив неправильно залитого топлива

Если по ошибке или другим причинам залили бензин в дизельное топливо или наоборот, выполнить аварийный слив не составит труда при наличии обычного шланга. Однако, такая процедура не всегда выполнима. Например, большинство современных автомобилей комплектуется топливными баками со специальными клапанами. Они предотвращают вытекание топлива при опрокидывании машины. Поэтому, лучший способ быстро и безопасно избавиться от некачественного горючего — обращение к мастерам АЗС, автосервисов или специальных служб.

В России действует множество компаний, которые специализируются, в том числе и на оказании услуг по аварийному сливу топлива. Их сотрудники знают особенности конструкции разных моделей и готовы оперативно оказать техническую помощь с выездом по конкретному адресу в любое время суток. Связаться с диспетчером экстренных служб можно, например, по номеру 8(800) 23-43-811, 8 (989) 85-31-506. На платных автомагистралях М-1, М-3, М-4, М-11, А-113 и других круглосуточно действуют бригады аварийных комиссаров Госкомпании «Автодор». Их услуги можно заказать по номеру 2323, через приложение «Автодор» или с помощью устройств SOS, установленных вдоль трассы.

Признаки качественного дизеля

Помимо наличия сопроводительных документов, качественное дизельное топливо легко отличить по цвету, запаху, прозрачности и маслянистости.

Цвет качественного дизтоплива

В зависимости от типа присадок, качественное топливо имеет такой цвет:

  • Бесцветный оттенок обычно у топлива, которое используется весной и осенью.
  • Светло-желтый цвет имеет горючее для летнего применения.
  • Сизо-зеленым цветом обладает топливо, предназначенное для зимы.

Запах качественного дизеля

У «настоящего дизеля» немного сладко-маслянистый аромат. Стоит один раз его понюхать, чтобы запомнить надолго. Любые отклонения будут свидетельствовать о низком качестве.

Прозрачность

Качественное топливо должно быть кристально прозрачным без каких-либо помутнений и примесей.

Маслянистость

После высыхания на бумаге капля дизеля оставляет светлое пятно с четкими кромками.

Признаки некачественного ДТ

Наряду с отсутствием сертификата, признаками некачественного дизтоплива могут быть:

  • Острый запах мазута или серы.
  • Помутнения, наличие всевозможных примесей, осадков.
  • После высыхания капли дизеля на бумаге остается размытое пятно.
  • Темный оттенок, отличающийся от бесцветного, светло-желтого или сизо-зеленого цвета.

Некоторые производители могут специально изменять оттенок дизтоплива для популяризации бренда. В любом случае, топливо должно быть прозрачным, без примесей.

Заключение

Чтобы не возникало проблем, что будет, если залил бензин в дизельный двигатель или наоборот, нужно внимательно относиться к заправке автомобиля топливом. Доверяйте только АЗС проверенных компаний, которые по первому требованию предъявляют сопроводительные сертификаты. Перед тем, как заправляться обязательно контролируйте не только марку или тип горючего, но и его качество.

Помните, от того насколько качественное используется топливо зависит срок безремонтной эксплуатации двигателя и его систем. Если желаете продлить ресурс по максимуму, — избегайте экспериментов, строго следуйте рекомендациям производителя вашей модели.