г. Новочеркасск, Баклановский пр-кт, д. 180/1, Ростовская область, Россия

Бесспорно, что всегда нужно использовать топливо той марки, которая указана производителем двигателя. Однако, бывают ситуации, когда в нужный момент не оказалось подходящего горючего. В таких случаях важно знать, например, что будет, если в 92 залить 95, как и наоборот. Ниже рассмотрим не только особенности и последствия такой процедуры, но и в каких случаях допускается использование смеси горючего разных марок, а когда это нежелательно.

Особенности производства бензина

Прежде чем узнать, можно ли в 92 залить 95 бензин, разберемся сначала, что это за продукт и как его производят. Исходным сырьем для изготовления горючего является нефть — смесь углеродов 85% и водорода 15%. Есть несколько способов получения бензина, но большего внимания заслуживают только три: прямая перегонка, риформинг и крекинг.

Прямая перегонка

Наиболее простая технология, предполагающая переработку нефти путем нагрева от +35оС до +105оС. Поддержание такого диапазона очень важно, так как при меньшей температуре жидкость не испаряется, а при большей, можно получить не бензин, а, совсем другой продукт. Это может быть, например, керосин, если испарение происходит при температуре 150–305 оС, либо дизельное топливо (150–360 оС).

При нагреве нефть превращается в газ и поступает по трубам в более холодную герметичную емкость. Здесь при температуре +5оС газообразное вещество конденсируется, превращаясь в топливо.

Технологию прямой перегонки современные заводы по переработке нефти не используют из-за низкой производительности. Из 1 литра сырья получается всего лишь 150 мл бензина. Плюс к этому, при таком способе образуется топливо с довольно низким октановым числом в пределах 50–60. Чтобы его повысить, потребуется большое количество специальных присадок.

Октановое число — основная характеристика бензина, определяющая способность к воспламенению при сжатии. Фактически, это процентная доля октана, который устойчив к детонации. Оставшаяся часть принадлежит гептану, неустойчивому к сжатию.

Крекинг

Это технология прямой перегонки, но только модернизированная. Переработка осуществляется под высоким давлением в замкнутом контуре в три этапа. На первой стадии испаряется вода и другие включения, которые затем отводятся в отдельную емкость. На втором этапе из оставшейся смеси улетучивается воздух и различные газы. В завершение испаряются углеводороды, одновременно повышая давление в системе. При достижении 5 атмосфер, они отводятся по отдельным трубопроводам в испаритель, где конденсируются в бензин.

При использовании технологии крекинга октановое число бензина не превышает 70–80 единиц, а для производства 600 мл топлива достаточно 1 литра нефти. Иногда для повышения качества очистки и октанового числа используются специальные катализаторы.

Риформинг

Суть технологии заключается в добавлении в сырье специальных веществ. Вступая в реакцию при определенном давлении и нагреве, они уменьшают в составе нефти долю воды и других соединений. При таком способе переработки можно получать с 1 литра сырья до 500 мл горючего с октановым числом до 80 единиц.

Большинство современных предприятий используют крекинг и риформинг одновременно. В их числе и российские компании ЛУКОЙЛ и «Роснефть».

Разница между 95-ым и 92-ым бензином

Прежде, чем приступать к смешиванию 92 и 95, целесообразно узнать, чем они отличаются. Ключевая разница разных марок бензина в способности к самовозгоранию при сжатии или другими словами — в стойкости к детонации. Чем выше показатель октанового числа, тем менее горючим является топливо. В то же время, после возгорания оно будет дольше гореть. 95-й бензин менее горюч по сравнению с 92-м, но при его сгорании выделяется больше тепла — энергии.

Стоимость 92-го бензина ниже, не только потому, что он лучше горит или меньше выделяет тепла, но и потому, что его производство дешевле.

Помимо октанового числа, разные марки топлива отличаются и другими химическими характеристиками. Рассматривая, можно смешать 92 и 95 бензин, наиболее важной является плотность. Дело в том, что жидкости с разными показателями плотности плохо смешиваются. Да, действительно, в первый момент это будет смесь. Потом согласно физике, более плотные и тяжелые молекулы бензина с меньшим октановым числом опустятся вниз, а с большим — всплывут вверх. В итоге по теории, сначала топливный насос будет качать 92-й, а после его выработки, приступит к 95-му. В то же время, если учесть, что автомобиль постоянно движется, замедляется и ускоряется, жидкости все же будут беспрерывно смешиваться.

Последствия использования 92-ого бензина для двигателя под 95-ый

Ответ на вопрос, можно смешивать бензин 92 с 95 бензином, зависит от того, для какого двигателя планируется использовать такую смесь, в каком количестве и как часто. Если мотор изначально спроектирован под топливо с высоким октановым числом, применение горючего более низкого уровня (с более высокой степенью горючести) может привести к пагубным последствиям. Это обусловлено тем, что такая смесь будет самопроизвольно воспламеняться при меньшем давлении в результате детонации.

Детонация — самопроизвольное воспламенение смеси из-за низкого октанового числа. По сравнению с управляемым сгоранием отличается большей мощностью. Фактически, это неконтролируемый взрыв, энергия которого способна повредить детали двигателя.

Конечно, степень пагубных последствий зависит как от количества низкооктанового горючего, так и частоты его применения. Если сложилась такая ситуация, когда нужно заправить автомобиль, но нет нужной марки, можно смешать 92 и 95 бензин, чтобы аккуратно доехать, например, до дома или ближайшего автосервиса. В этом случае, вполне вероятно, что двигатель не выйдет из строя и ничего страшного не произойдет.

Другая ситуация, если использовать низкооктановое топливо регулярно, например, с целью экономии. Тогда, мотор постоянно будет работать с предельными нагрузками, что пагубно скажется на его ресурсе. Впоследствии, мнимая выгода выльется в значительные расходы на капитальный ремонт силового агрегата.

Независимо от производителя мотора или марки автомобиля, последствия использования 92-ого бензина для двигателя под 95-ый могут быть такими:

  • Детонации или неуправляемые взрывы в виде преждевременного самовоспламенения горючей смеси до того, как система зажигания сгенерирует искры на свечи. Обычно, это приводит к прогару поршней, деформации клапанов, привалочных плоскостей, шатунов и вкладышей, разрушению перемычек между кольцами и прогоранию прокладки.
  • Перегрев двигателя с последующим заклиниванием из-за плавления поршней, искривления блока, образования трещин и других повреждений.
  • Накопление твердых отложений на стенках цилиндров и других поверхностях, что приводит к увеличению трения, появлению микротрещин.
  • Увеличение расхода топлива. Особенно, это касается современных моделей с электронными блоками управления, автоматика которых определяет несоответствие параметров горючей смеси и повышает долю бензина.
  • Черный выхлоп, как и выгорание резонатора, также является следствием детонации или неполного сгорания топлива в камерах сгорания.
  • Появление металлического стука и других нехарактерных звуков, вызванных детонацией и другими нарушениями в работе двигателя.

Последствия использования 95-ого бензина для двигателя под 92-ый

В отличие от предыдущей ситуации, ответ на вопрос, можно ли заливать 95 бензин в 92 более лаконичный — ничего страшного не произойдет. В худшем случае, при длительной поездке и большом количестве «неподходящего» горючего есть риск прогорания прокладок. Это обусловлено тем, что при сгорании топлива с высоким октановым числом выделяется больше энергии, что приводит к повышению рабочей температуры. Плюс к этому, есть вероятность перегрева, особенно, при поездке знойным летом с предельными нагрузками.

В остальных ситуациях, максимум, что может произойти, так — это повышенный расход. Фактически, часть высокооктанового топлива будет просто «вылетать» в атмосферу, ведь у него хуже горючесть, чем предусмотрено мотором.

Обычно добавление бензина с большим октановым числом сопровождается такими моментами

  • Более мягкая работа двигателя со стабильными оборотами без провалов.
  • Незначительное повышение динамических характеристик.
  • Немного снижается количество токсичных веществ в выхлопе.

В каких случаях допустимо использование разных бензинов

Разобравшись, можно ли мешать 92 и 95, рассмотрим, в каких случаях допустимо использование смеси из разных марок топлива. Заправка различными видами горючего оправдана только, если нужно срочно продолжить движение, а нужной марки бензина нет. В противном случае велика вероятность работы двигателя с повышенными нагрузками, что пагубно сказывается как на динамических характеристиках, так и на выработке ресурса.

После смешивания разных бензинов, необходимо избегать резких ускорений и движения на больших скоростях. В этом случае электроника будет успевать корректировать углы зажигания с учетом текущих параметров топлива, чтобы минимизировать нагрузки на двигатель. Если в поездке появился металлический стук или другие изменения в работе мотора, нужно по прибытии на место выполнить диагностику силового агрегата, а также не забудьте скорректировать октановое число, долив в бак определенное количество нужного бензина.

Мнения производителей автомобилей

Большинство производителей утверждают, что 92 и 95 смешиваются без каких-либо последствий при условии, если руководствоваться тем правилом, что двигатель спроектирован на работу с топливом более низкого октанового числа. В этом числе, мотор не пострадает независимо от пропорции, даже если залить в бак полностью 95-й бензин.

Другая ситуация с двигателями, изначально рассчитанными на работу с горючим более высокого октанового числа. В таких случаях, если использовать низкооктановую смесь, мотор будет подвергаться повышенным нагрузкам. Помимо увеличения температуры, снижается мощность и другие параметры. Как результат, повышение расхода топлива и масла, происходит выгорание клапанов, плавление и повреждение других деталей.

Заключение

Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что при необходимости можно смешать 92 и 95, но такая процедура нежелательна. Оно не должна быть постоянной или регулярной. Даже, если и не будет очевидного вреда, пагубных последствий не избежать. Ведь, все производители двигателей рассчитывают ресурс и другие эксплуатационные характеристики конкретной модели силового агрегата с учетом использования определенной марки топлива.

Регулярное применение горючего с другими параметрами приводит к изменению нагрузок на детали и узлы, снижая срок их службы. Плюс к этому, использование несоответствующего бензина нецелесообразно в плане экономии, так как сопровождается повышенным расходом не только топлива, но и масла.

Особенно это актуально для современных автомобилей, где электроника постоянно контролирует все параметры, в том числе и характеристики бензина. Малейшее их несоответствие приводит нарушению баланса с последующими сбоями и неполадками. Если желаете максимально продлить срок службы двигателя, строго соблюдайте регламент производителя, в том числе и в плане используемого топлива.